Как заработать на онлайн-кассе


Онлайн-касса может увеличить прибыль магазина

Владельцы торговых точек переходят на онлайн-кассы. Большинство предпринимателей агрессивно реагируют на изменения, ведь это расходы и «головная боль». Но поскольку это неизбежный процесс, рассмотрим, как сам кассовый аппарат может приносить деньги.

Крупные торговые сети для расширения и увеличения доходов уже давно использует передовые технологии: омниканальность, big data, искусственный интеллект, VR и другие. Это позволяет быстро масштабироваться и увеличивать доходы. Теперь цифровые технологии врываются в малый и средний бизнес.

Малый бизнес, если говорить открыто, находится на грани выживаемости, заметно отставая от современных реалий рынка. Но и в этом сегменте есть предприятия, кто уже перешел на новый формат ведения дел. Это небольшие, но уже узнаваемые торговые сети, которые активно внедряют программы лояльности для покупателей, автоматизируют производственные процессы, строят эффективное управление и маркетинг.

В основном мелкая розница мало автоматизирована из-за того, что это было дорого, и отсутствовала компетентность в вопросах применения IT –технологий в бизнесе. Но сейчас не нужно создавать IT-отделы, вкладывать в это направление большие деньги. Альтернатива — облачные технологии, доступность которых сегодня сравнима с покупкой телефона и оплатой ежемесячного трафика за интернет.

Как это связано с онлайн-кассами

В соответствии с 54-ФЗ оплата покупателем за товар или услугу должна сопровождаться выдачей чека с помощью онлайн-кассы. Теперь все данные учета на предприятии: продажи, товарооборот, цены, работа персонала (в чеке указывается продавец) будут аккумулироваться в чеках онлайн-кассы при продаже товаров.

кассовый аппарат

Выглядит это так:

  • Покупатель приобретает товар и производит оплату банковской картой или наличными средствами.
  • Продавец сканирует штрихкод товара или вбивает наименование товара и цены вручную.
  • Сформированный чек может быть выдан покупателю в электронном или бумажном виде. Бумажный чек передаётся в руки покупателю, электронный отправляется на электронную почту или номер телефона. Одновременно с этим в режиме онлайн электронная копия отправляется в налоговую инспекцию через оператора фискальных данных.
  • Кассовый чек содержит QR-код, в котором зашифрована информация о наименовании товара, его количестве и стоимости.

Онлайн-касса аккумулирует большое количество информации, из которой бизнесу можно извлекать выгоду.

Допустим, в магазине товарный ассортимент состоит из 200 позиций, и наценка по товарам разная. При использовании обычной кассы из кассового чека вы сможете узнать только то, на какую сумму ваш кассир продал товар. А какой именно продан товар — останется неизвестным. Для элементарного товарного учета нужно все продажи фиксировать в тетради, либо периодически проводить инвентаризацию.

отчет кассира

Но если в вашем распоряжении имеется автоматизированная касса, то ситуация упрощается в разы – информация по каждой продаже фиксируется. Программными средствами эти данные можно структурировать, группировать и анализировать для дальнейшей оптимизации бизнес-процессов. Кроме того, вы экономите время – обо всех операциях узнаете моментально. Во-вторых, подсчет доходов и определение их источника ложится на машину.

Как это можно использовать для улучшения показателей бизнеса

Ведение аналитики продаж поможет выстроить эффективный маркетинг, оптимизировать ассортимент и ценообразование, запустить программу лояльности для покупателей и другое.

Кроме того, на предприятии масса производственных процессов, которые при «ручном» подходе занимают огромное количество времени и с помощью их автоматизации можно бизнес вывести на качественно новый уровень.

Технический директор LiteBox Сергей Музыкантов

Технический директор LiteBox Сергей Музыкантов:

Персонал магазинов около половины рабочего времени тратит на рутинные производственные процессы. Автоматизация позволит всю рутинную работу на предприятии «переложить» на машину: управление складом, инвентаризацию, закупки товаров, ценообразование, контроль денег в кассе, печать ценников, контроль работы кассиров, а также ведение аналитики продаж, получение детализированных данных о клиентах, их предпочтениях. Владелец бизнеса освободит время для его управления, выстроить стратегию масштабирования. Это то, как ведется бизнес в крупном ритейле, и сейчас это становится возможным для небольших предприятий.

Почему при выборе онлайн-кассы нужно обращать внимание на софт

Продажа онлайн-кассы идет в комплексе с программным обеспечением (ПО), и от его функциональности зависит удобство ведения учета на предприятии, возможности автоматизации производственных процессов и получение аналитики. Немаловажно — предоставляет ли разработчик услугу технической поддержки пользователей и в каком объеме, поскольку без помощи специалистов в работе с программой и онлайн-кассой вам не обойтись.

Кроме того, на предприятии может уже вестись автоматизированный бухгалтерский учет, например, в программах 1С или «Контур» — тогда нужно учесть возможность интеграции кассового ПО с этими программами.

Сколько это стоит

Есть «коробочные» и «облачные» программные решения, которые отличаются по стоимости и возможностям пользования. Для коробочной версии стоимость складывается из нескольких составляющих: установка серверов и программного обеспечения на компьютер, где будут храниться данные; оплата работы системных администраторов и программистов, которые будут внедрять ПО для автоматизации; дополнительные вложения потребуется в случае обновления, доработки и поддержания системы. Сразу стоит отметить, что это более дорогостоящий вариант.

Облачные сервисы — это программы, которые хранятся на серверах разработчика и доступ к ним осуществляется через интернет. Всю работу по установке, настройке, хранению данных и обслуживанию ПО осуществляет разработчик. Это значительно экономит деньги и время – вам нужно только вносить ежемесячную абонентскую плату за пользование программой. Но плюс ко всему вы получаете дополнительное преимущество пользования «облаками» – доступ к программе осуществляется в любое время и любом месте через браузер – таким образом, ваш бизнес всегда «под рукой».

Как программа для онлайн-кассы автоматизирует бизнес

Рассмотрим на примере облачного решения для онлайн касс LiteBox, которое интегрируется с «1С» и «Контур.Эльба».

Первое — для автоматизации производственных процессов в ритейле нужно перевести товарный учет в электронный формат. Ввод товарных позиций можно сделать выгрузкой с помощью файла Excel или вручную. Лучше и удобнее сделать это через глобальный справочник: для этого нужно просканировать штрих – код поступившего товара и он сразу заносится в базу — открывается карточка товара, где нужно внести цену и количество.

Второе — учет поступающей и реализованной продукции формирует всю аналитику продаж, товарооборота, прибыли в разрезе заданного периода, каждой товарной позиции, магазина или подразделения. Благодаря чему можно эффективно принимать управленческие решения, управлять ассортиментом, проводить акции.

Третье — ежедневные рутинные производственные задачи «перекладываются» на машину: инвентаризация, подсчет прибыли, ценообразование, расчет оплаты труда с учетом вознаграждения по результатам продаж, а также печать ценников, редактор ценников, модификация товаров (по размерам, цветам и пр.), экспорт и импорт товаров, ведение наборов с привязкой к поставщику.

Подробнее об инструментах автоматизации и отчетах для ритейла

Как правило, любой магазин, где ведется ручной учет, сталкивается с проблемами: пересортица товаров, отсутствие достоверных данных о количестве товара на складе, затраты времени на инвентаризацию, недостача и излишки товаров на складе.

Как улучшить эти показатели

Допустим, вы – владелец пекарни, имеющей в ассортименте 20 видов выпечки с ежедневным обновлением ассортимента. Обычная логика действий продавца при обращении за новым товаром: визуальный осмотр полок, интуитивный анализ имеющихся запасов и соответствующий заказ. Ошибиться или что-то не учесть в памяти – обычное дело – сказывается человеческий фактор. Не исключена ситуация, когда вы не закажете как раз ту товарную позицию, которая, при наличии на полке, могла бы принести прибыль. В результате объем продаж снижается и ваши торговые площади работают вхолостую.

Этого можно было бы легко избежать при автоматизации, тем более, что система может сама «напоминать» и формировать «автозакупку».

Чтобы избежать подобных ситуаций в программе автоматизации предусмотрено:

Отчеты по запасам показывают наличие товаров на складе и в магазине, ликвидность запасов – что и с какой скоростью реализуется.

Если вы владеете торговой сетью, то отчет можно сформировать в разрезе: периода, определенного товара, подразделения (торговой точки, склада).

Значительно экономит средства и время — проведение инвентаризации, функционал работы с пересортом. Вам не нужно «традиционно» закрывать магазин и проводить ревизию и терять возможные доходы от работы.

Возможность работы с историей цен по закупочным документам, перемещения товаров между магазинами/складами позволят детальней сложить картину о работе с теми или иными поставщиками.

Управление товарными запасами в торговле, прежде всего, решает вопросы оптимизации наполнения магазина товарами в достаточном количестве и нужном ассортименте, ускорения товарооборота, своевременной доставки необходимой продукции, исключения появления избытка товаров на складе, особенно это касается тех позиций, у которых есть ограничения по сроку реализации.

Всесторонний анализ продаж с помощью группы отчетов по продажам поможет выявить: ликвидные, неликвидные, сезонные товары, топ самых популярных товаров. Более детально можно рассмотреть в разрезе:

  • отдельной категории товаров или конкретного товара;
  • периода времени: год, месяц, неделя, день, час;
  • магазина или торговой сети.

Полученные данные позволяют:

  • оптимизировать наполнение витрин товарами – например, хлеб определенной марки пользуется спросом – расположите его ближе к покупателям и тем самым еще более увеличить его товарооборот;
  • вести систему скидок на товары «залежавшиеся» на складе, в дальнейшем уменьшить количество их поставок;
  • предлагая «популярные» или товары повседневного спроса можно увеличить средний чек;

В качестве примечания: практика показывает, а статистика подтверждает, что система скидок, товарная политика, ориентированные на потребности покупателей увеличивает прибыль магазина до 20 % .

Таким образом, автоматизация торговли помогает даже самому небольшому магазину работать на уровне супермаркета — продавец сканирует товары и данные напрямую отправляются в товароучетную систему, которые впоследствии структурируются и анализируются.

К этой категории относится и «АВС анализ», на основе которого можно принимать управленческие решения, выработать стратегию развития бизнеса.

АВС анализ разделяет товары на три группы:

А – 20% товаров дают 80% прибыли

В – 30% товаров дают 15% прибыли

С – «аутсайдеры»: 50% товаров дают 5% продаж.

Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. На основе полученных показателей владелец может принять решение о вводе определенного товара в ассортимент магазина, определить, насколько необходим тот или иной товар в общей товарной матрице.

Управляйте ценами

Ценообразование вручную – это трудоёмкий процесс, поскольку товары поступают от разных поставщиков и по разным ценам. Учесть все детали, можно сказать, невозможно. На этом этапе можно нести потери.

Если вы автоматизируетесь, в программе ценообразование регулируется автоматически с помощью настроек:

  • наценка товара от приходной цены для всей сети, магазина, поставщика;
  • фиксированная цена товара для всей сети, группы магазинов, конкретного магазина;
  • управление минимальной и максимальной розничной ценой.

В программе есть полезный отчет по истории цен закупки и продажи – как менялись цены и по каким документам. Это бывает нужным, чтобы оценить перспективы сотрудничества с теми или иными поставщиками.

отчет по продажам

Дополнительные «полезности»

Для оценки эффективности работы магазина можно проанализировать динамику продаж по следующим показателям: суммы продаж, прибыль и количество покупателей.

Для повышения мотивации персонала есть отчет «мотивация кассиров». При обслуживании покупателей в каждом чеке присутствует фамилия продавца и это измеримый показатель эффективности его работы. На основе этих данных в программе заложена возможность оценить работу кассира и назначить вознаграждение. Вознаграждение кассира рассчитывается из учета оклада за день + бонус (процент от конечной суммы продажи). Вознаграждение можно рассчитать за любой период.

Увеличению среднего чека способствует, как мотивация кассира продавать больше и предлагать на кассе акционные и популярные товары, так и система лояльности для покупателей: бонусные, дисконтные карты, подарочные сертификаты.

В программе поддерживается возможность анализа данных о каждом клиенте, которому выдана карта лояльности (скидочная, сертификат, бонусная): какие покупки и в каком количестве были сделаны, посещаемость магазина и т.д.

отчет по магазину

отчет по магазину

На основе данных о клиентах и их предпочтениях можно разрабатывать эффективные программы лояльности для покупателей, выявлять закономерности и факты, которые могут способствовать увеличению продаж.

Подведем итоги

Внедрение онлайн-касс и программ товароучета в магазине может стать выгодном вложением, при умелом использовании открывающихся возможностей. Сегодня успешны те предприниматели, которые идут «в ногу со временем». Очевидно, что «думающий и анализирующий» бизнес куда более эффективен и конкурентоспособен. На основе анализа можно легко отслеживать закономерности, «слабые» и «сильные» места предприятия.

Предприятия, где учет ведется вручную, прибыльность оценивается «примерно», исходя из количества денег на конец и начало месяца, не только могут терять в доходах, но и в целом все больше уступать сильным в этом отношении конкурентам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *